Регистрация логотипа

Профессиональная помощь в регистрации логотипа и названия бренда
Товарный знак является имиджевой составляющей любого бизнеса. Нужно ли патентовать логотип и зачем это делать? Патент имеет свои преимущества. С его помощью можно повысить конкурентоспособность, узнаваемость продукции, увеличить число продаж на рынке. Также он позволяет сформировать потребительские предпочтения, подтвердить уникальность продукта, эффективно развить фирму. Можно использовать и в целях рекламы.

Действующим законодательством определяется, что марка является интеллектуальной собственностью, которая находится под защитой государства. Чтобы интересы правообладателя были защищены от неправомерных посягательств на эту собственность, есть необходимость в проведении регистрации. Сделать это можно как на индивидуального предпринимателя, так и на юридическое лицо.

Нужна помощь в регистрации?

Для чего нужна регистрация логотипа как товарного знака

Без наличия товарного знака невозможно грамотно позиционировать компанию. Логотип является ключевым элементом бренда, который ассоциативно выступает в качестве связи между товарами или услугами и непосредственно с производителем в сознании потребителей и средством индивидуализации. Не каждый владелец бизнеса или руководитель осознает ценность такой правовой защиты. Зарегистрировать логотип или иные составляющие бренда на государственном уровне означает обеспечить себя надежной защитой от контрафакта, неправомерного создания копий и использования третьими лицами репутации определенного бизнеса.

Совершить регистрацию (сделать патент) логотипа можно с помощью его оформления в качестве собственного товарного знака в структуре Роспатент и обезопасить себя на следующие 10 лет, а при необходимости - продлить ТЗ. Нужно направить в ведомство заявление на регистрацию изобразительного (в случае, если требует зарегистрировать картинку или графический элемент) или комбинированного (когда регистрируется изображение и слово) обозначения.

При помощи регистрации возможно:

  • получение дополнительного дохода и возможности распоряжения правом на логотип. Логотип, который прошел регистрацию в качестве товарного знака подлежит продаже, передаче в рамках лицензионного договора или договора франшизы, передаче наследникам. Помимо прочего его можно использовать как залог при получении финансирования;
  • защитить себя от конкурентных организаций. После регистрации недобросовестные конкуренты не имеют права скопировать и применить ваш логотип как в досудебном, так и в судебном порядке. Это прописано в официально закреплённых в вашей компании правах, нарушения легче доказать;
  • обеспечить защиту от контрафактной продукции. Те логотипы, которые были внесены в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, ограничивают ввоз контрафакта с вашим обозначением через границу Российской Федерации. Если возникает такая ситуация, контрафакт подлежит изъятию, после чего правообладатель получит извещение с данными нарушителей, которые помогут в судебных разбирательствах.

Помимо прочего, регистрация товарного знака поможет компенсировать ущерб от неправомерного использования. Если нарушители будут использовать чужой логотип, и суд признает их вину, им в любом случае придется заплатить штраф, сумма которого может достигать пяти миллионов рублей.
от 19999 руб.
Оформление и подача заявки на товарный знак
Типы товарных знаков
Существует несколько типов товарных знаков. К ним относятся:
  • словесные, куда входят оригинальная комбинация слов, фраз или букв;
  • изобразительные, куда относятся любые картинки, которые не будут нарушать авторских прав;
  • объемные, куда входят формы объемных предметов (это могут быть бутылки, флаконы для парфюма и пр.);
  • комбинированные, в котором сочетаются и изображения, и слова или фразы, части изображений.
Также есть другие товарные знаки. Сюда входят обонятельные, аудиовизуальные, звуковые или голографические элементы, указания точного места расположения ТЗ.

Как и где регистрируются товарные знаки

Сделать регистрацию товарного знака можно в Федеральном институте промышленной собственности (сокращенно ФИПС) или в Роспатенте. Данный орган располагается в Москве. У него нет никаких подразделений по регионам. Для того чтобы выполнить регистрацию наименования, необходимо обратиться в ФИПС лично, направить заявку по почте или подать заявление в электронном формате.

Оказать помощь при процессе регистрации может патентный поверенный. Это специалист, обладающий всеми знаниями, которые могут пригодиться при оформлении патента на название или логотип. Такой сотрудник занимается делами в ФИПС по просьбе заявителей и от их имен. В его обязанности входит подготовка документов, материалов и писем, подбор классов МКТУ, подача заявления, ответы на все запросы экспертов и в целом сопровождение на всех этапах регистрации.

В штате больших патентных бюро осуществляют свою деятельность сразу несколько таких специалистов. Их квалификация проходит обязательное подтверждение Роспатентом. Поверенные проходят аттестацию, получают аттестационные свидетельства и вносятся в специальный реестр. Стоимость услуг такого специалиста определяется в индивидуальном порядке.

При обращении клиентов к патентным проверенным у них есть возможность убедиться в их квалификации при помощи специального сервиса на сайте Роспатента. Но такая услуга может быть платной. Также можно зарегистрировать товарный знак и самостоятельно. К примеру, осуществить подачу заявки в электронном формате через интернет при помощи системы АРМ «Регистратор», который есть на сайте ФИПС. Помимо этого, выполнить регистрацию можно и через официальный портал России Госуслуги при помощи приложения на телефоне. Для этого потребуется открыть учетную запись юридического лица, индивидуального предпринимателя и усиленную квалифицированную электронную подпись. Выдачу можно оформить в офисе или по почте.
Процедура регистрации товарных знаков
В соответствии с действующим законодательством существует несколько формальностей, которые необходимо строго соблюдать. Если при подаче документов допустить какие-либо ошибки, может увеличиться срок регистрации или в регистрации вовсе будет отказано. Подавать заявку нужно строго с предварительной подготовкой во избежание отказов.

Основные этапы включают в себя:

  • разработку товарного знака. Чтобы он имел продвижение, должна быть узнаваемость, ассоциативность с компанией или продвигаемыми продуктами. Также продукция должна выделяться на фоне конкурентов. Варианты могут предложить специальные агентства;
  • проверку на тождественность и охраноспособность. Чтобы получить свидетельство, у товарного знака должна быть уникальность, проще говоря, он должен быть новым и не похожим на аналогичные. При проведении предварительной проверки можно узнать, возможно ли провести регистрацию товарного знака или нет, еще до подачи заявления в соответствующий орган. Такую услугу оказывают патентные поверенные. Они проводят проверку на уникальность регистрируемого товарного знака, а также на отсутствие или присутствие элементов, которые не соответствуют государственным стандартам;
  • оплату государственной пошлины;
  • подачу необходимых документов в орган. Подать заявление на регистрацию можно в электронном или бумажном формате. Если заявка будет подана успешно, заявитель получить уведомление. Проводятся экспертизы товарного знака. Первая – формальная, при которой идет проверка на правильность оформления заявки и оплату пошлины. Вторая – экспертиза обозначения. Экспертами проверяется ТЗ на соответствие требованиям законодательства, которые предъявляются к ТЗ. Когда будут получены результаты, эксперт вынесет решение о регистрации товарного знака.

Получить готовое свидетельство о регистрации торговой марки, может почтой правообладатель или патентный поверенный в течение некоторого времени. Когда будет известен результат, придет сообщение о решении.

Какие документы понадобятся для регистрации товарной марки, логотипа или бренда
Для регистрации понадобится подготовить некоторые документы. Центральный перечень включает в себя:

  • заявление;
  • описание товарного знака, который планируется зарегистрировать;
  • список продуктов, услуг и пр., которые будут предлагаться под регистрируемым логотипом.
Также необходимо будет предъявить чек, подтверждающий уплату госпошлины (три квитанции, подтверждающие совершение платежа).
Патентные поверенные знают, что написать в описании и оформить заявку, чтобы её одобрили.
Сколько по времени занимает регистрация
Средний срок проведения регистрации составляет меньше года: примерно 7-8 месяцев.

  • один месяц потребуется затратить для проведения формальной экспертизы;
  • до полугода займет экспертиза по существу;
  • один месяц будет выпускаться свидетельство.
Если заявителю на указанный адрес пришло уведомление о результатах проверки логотипа на соответствие законодательству (предварительный отказ), он получит еще шесть месяцев на подготовку и подачу мотивированного ответа. Обычно под отказом пишется комментарий с описанием причин, которые смогли найти сотрудники Роспатента.
Цена и тонкости регистрации товарного знака
Вопросы регистрации актуальны для всех форм юридических лиц, как для ИП, ООО, так и для других. Чтобы зарегистрировать права собственности на товарный знак, потребуется правильное составление заявки. Также нужно произвести расчет и уплату 3 государственных пошлин. Если заявка будет отклонена, то средства, которые были потрачены на оплату пошлин, Роспатент не возвращает. Чтобы процедура была проведена правильно и средства не были потрачены зря, лучше доверить проведение подготовки к процедуре регистрации патентному поверенному.
Как можно использовать зарегистрированный логотип
Логотип, как и любую другую собственность, можно продать. Чтобы осуществить продажу, необходимо заключить договор на передачу исключительных прав. Такой документ называется договором купли-продажи, договором отчуждения или уступки. Кроме полной передачи прав на товарный знак можно оформить применение обозначений на конкретных условиях. Такой вид оформления называется лицензионным договором или договором коммерческой концессии.

Отчуждение и залог исключительного права на зарегистрированный логотип, предоставление по договору права пользования товарный знаком, переход исключительного права на ТЗ без договора подлежат государственной регистрации. Срок действия лицензионного договора и договора коммерческой концессии имеет ограничение в виде срока правовой защиты товарного знака.

Помимо прочего можно совершать передачу обозначения в залог. В таком случае оформляется договор залога. Как показывает практика, при помощи такого инструмента можно привлечь заемные средства для развития компании. Стоит отметить, что при оформлении договора залог потребуется обязательная государственная регистрация в Федеральном гражданском институте промышленной собственности.
Риски при отложении регистрации товарного знака
Конкурентные организации смогут провести регистрацию товарного знака, который будет похож на ваш. Вследствие чего они будут иметь полное право установить запрет на использование логотипа и потребовать выплатить денежную компенсацию, размер которой может составлять до 5 млн. рублей.
Какие товарные знаки и логотипы не подлежат регистрации
Перед тем, как провести регистрацию товарного знака или названия, ФИПСом осуществляется экспертиза, в ходе которой могут отыскаться основания для отказа. Специалистами проверяется наличие различительной способности, похожесть «до степени смешения» с ранее зарегистрированными логотипами. Каждый эксперт использует свои подходы и аргументы в работе.

Полный список оснований для отказа в проведении регистрации можно посмотреть в статье 1483 ГК РФ. Если регистратор не имеет специальных знаний, то ему будет непросто разобраться в ограничениях. Рассмотрим самые очевидные случаи.

К ним относится:

  • отсутствие различительной способности. То есть у товарного знака будут выявлены общеупотребительные значения, обозначения с общепринятыми символами или терминами, обозначения, в которых могут наблюдаться свойства продукции или обозначения, которые указывают на форму товаров;
  • содержание сочетания букв без графических вставок или словесных выражений. Но в случаях, когда у буквенных сочетаний будет наблюдаться графическая манера или формирование оригинальной композиции, они смогут претендовать на охрану. К примеру, к таким знакам относятся многие известные телеканалы;
  • нельзя зарегистрировать в качестве ТЗ общее название товаров. К примеру, вывеска магазина овощей и простым названием "Овощи" не будет считаться патентоспособным знаком;
  • использование символики, которая была принята на официальных основаниях. Например, строго запрещается использование флагов и логотипов международных организаций;
  • логотипы, которые искажают действительность или могут вести в заблуждение. К примеру, запрещено будет использовать обозначение «хлеб» в сухариках. Или «вареный картофель» в отношении чипсов;
  • противоречия интересам общественности или нарушения гуманных и моральных принципов. К примеру, если назвать алкогольную продукцию «Прохоровским полем», это может оскорбить чувства патриотов или вызвать отрицательные ассоциации. Данный логотип не подлежит регистрации;
  • напоминание элементов ценных объектов культурного наследия или ценностей. К примеру, запрещено использовать изображения городов, известных людей, памятников и пр.

Также эксперты будут проверять схожесть с ранее зарегистрированными обозначениями. Логотип должен быть уникальным. В большинстве случаев патентными поверенными заранее проводится проверка возможности исполнения регистрации товарных знакомых в базах открытого и закрытого типа.

Чем больше баз будет охвачено предварительной проверкой, тем больше уверенности в том, что пользователь увидит максимальное число знаков, которые потенциально может обнаружить экспертиза и посчитать как основание для отказа. Но важно учитывать, что такие самостоятельные проверки в сети не дают никаких гарантий.

Примерно половина людей из всего количества заявителей получает отказы. Однако важно знать, что отказы не являются окончательными. Это всегда лишь оценочное суждение от каждого конкретного эксперта.

Чаще всего юристы, квалифицирующиеся на интеллектуальных правах, знают способы, как переубедить представителей Роспатент и преодолеть отказ в соответствии с законом. Они используют целый ряд правил, чтобы в конечном итоге процедура прошла успешно.